Кадр из фильма "Салют-7"Кадр из фильма "Салют-7"

Вышедший 12 октября 2017 года космический (так и хочется сказать, эпос) фильм своей мощностью и смотрибельностью наводит на следующую мысль. В России наш, в основном убогий, кинематограф способен делать отличные фильмы только о том, что хорошо получается делать у наших сограждан в и реале. Вот, скажем, наша армия всегда умело и отважно воевала — и пожалуйста, целый ряд замечательных кинопроизведений на эту тему. А вот какие-то темы ну не про нас — и снять что-то толковое тоже не получается (это когда, например, мы пытаемся копировать западный образ жизни и мышления или там комедии ваять а-ля Голливуд).

Вот и Космос. СССР и позже РФ всегда были лидером космической сферы (кто вам соберется втирать, что американцы, дескать, высаживали человеков на Луну, а наши нет — не верьте. Никто не высаживал и еще лет 50 точно не высадит) — так что нате вам один суперфильм за другим. Не успел я толком остыть от впечатлений после «Времени Первых» (вышел весной и рассказывает о выходе в открытое космическое пространство Алексея Леонова и рискованном том полете, про который Сергей Павлович Королёв позже скажет, что не понимает, «как мы вообще пролезли», имея ввиду огромное количество технических проблем на корабле), как снова поражает наше кино. «Салют-7» — это фильм, который вновь заставляет гордиться. Одновременно и нашей космонавтикой, и нашим современным кинематографом.

ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ «САЛЮТ-7»

1985-ый год. «Холодная война» с заокеанскими недругами в самом разгаре. А тут выходит из строя наша долговременная орбитальная станция «Салют-7». Она строилась из расчета пятилетнего плана работы, а тут через три года грозит рухнуть из Космоса на Землю, причем скорее всего как раз на территорию недругов. Но не только это напрягает боссов советского режима. Напрягает их очень многое — это и потеря дорогостоящего оборудования (вес станции — 20 тонн), и потеря репутации сверхдержавы, да и возможные жертвы и разрушения в месте непредсказуемого приземления. Подобный прецедент уже был. В 1979 году аналогичная американская орбитальная станция СкайЛэб рухнула на Австралию из-за ошибок в пилотировании…

Корабль "Союз-Т13" и станция "Салют-7"
Корабль «Союз-Т13» и станция «Салют-7»

На спасение «Салюта» экстренно отправляется транспортный корабль «Союз Т» с экипажем из двух человек, космонавтами Федоровым и Алёхиным, и несчастливым порядковым номером 13. Имена для фильма зачем-то были изменены и речь идет о реально летавших на станцию людях — командире корабля Владимире Джанибекове (за свою карьеру космонавта 5 раз (!) побывавшем в Космосе ) и бортинженере Викторе Савиных (он тоже позднее, в силу обстоятельств, станет командиром — правда, это будет позднее, и вне данной истории).

«Салют-7» к этому времени уже полгода без экипажа и у него отказала система энергообеспечения. Звучит скучно, но в жизни прилетевшим космонавтам скучать некогда — температура на борту станции ниже нуля, а работа по восстановлению работы оборудования займет не меньше пяти дней. Это в фильме. В жизни же на это ушло около двух недель. Изнутри станция покрыта толстым слоем инея. Кроме того, предстояла стыковка с быстро вращающейся в двух плоскостях станцией в ручном режиме…

Космонавты приступают к работе. Особую обеспокоенность у начальства вызывают приготовления американских коллег — те спешно готовят запуск пустого «Шаттла», параметры которого позволяют погрузить «Салют» в грузовой отсек и увезти в Штаты. Что в теории является чистой правдой — длина отсека у Шаттла 15 метров, длина «Салюта» — 14,4 метра. Ширина и грузоподъемность тоже совпадают. Следовательно, утверждают наиболее осторожные (или параноидальные — это как посмотреть) руководители Советского Союза — янки готовятся дерзко стырить советские космические и оборонные секреты. И мы должны им помешать. (Произойди эта история года на 3-4 позднее, когда Горбачев и Ко развернут свою зловредную деятельность — и пожалуй «Салют-7» уже не только не спасали бы, а и собственноручно погрузили в Шатл.)

«Федоров» и «Алехин» (а в жизни Джанибеков и Савиных) приложат все усилия и спасут станцию «Салют-7». Так, что она (реальная) проработает еще около 2 лет, и закончит свое существование неуправляемым падением на территорию Чили и Аргентины в 1991-м. Хорошо, что не убила никого. Хотя трубы и плиты с нее будут находить в обеих странах.

ФИЛЬМ, КОТОРЫЙ ДОСМОТРИШЬ ДО КОНЦА И ЗАХОЧЕШЬ ЕЩЁ

Честно, «Салют» смотрится на одном дыхании. 2 часа летят как 20 минут. Выйдя с киносеанса, я совершенно ясно ощутил, что готов взять еще билет и пойти повторно. Это при том, что нет никаких интриг, нежданных поворотов сюжета и недомолвок. Всё предельно просто — но и всё предельно интересно!

Создатели фильма сумели показать необычайно реальную картину жизни в Космосе. Уже за эту реалистичность они заслуживают твердых 10 баллов из 10. Но, по счастью, была достигнута и человеческая реалистичность персонажей. Если в американских фильмах-катастрофах зачастую герои, в самый напряженный и опасный момент, прямо-таки убивают утомительным многословием, то здесь наши парни в словах весьма лаконичны: «- Давай попробуем вот так. — Давай«. Вы согласитесь, что это очень жизненно. Во время опасности не до многословия.

Кто-то скептически пытается называть «Салют-7» «развесистой клюквой». Кто-то считает фильмом на американский манер, вроде «Аполлона-13». Нет, нет и еще раз нет! Наш кинематограф одержал здесь огромную победу. Фильм смотрится не как голливудщина, а как реально происходящая на твоих глазах история.

В ЧЕМ СИЛА ФИЛЬМА, БРАТ?

Да, кое в чем авторы фильма погрешили против истины. Но если разобраться — если конкретный факт не имел места на «Салюте-7», то он все равно произошел на другом советском аппарате. Не было показанного пожара — но зато горела станция «Мир» (следующее после «Салютов» поколение отечественных ДОС) одиннадцатью годами позже. Космонавты-спасатели не били кувалдой по развороченному метеорами блоку наведения на Солнце — но сама кувалда есть в штатном оборудовании наших кораблей, а значит, всегда может быть использована!

И уж в чем немногом точно переборщили создатели  — это с космонавтом Федоровым, обреченно закуривающим сигарету в отсеке «Салюта». Если насчет нелегального бутлегерства — провоза к Космос небольших доз алкоголя — известно давно, в этом открыто признавались, всегда с иронией, многие наши космонавты. То конечно сигареты и тем более курение сразу после кинопожара — выглядит этаким неуместным фэнтези. Ощущение, что к этому эпизоду приложил руку один из трех продюсеров, Сергей Селин, снявший вместе с режиссером Балабановым немало «черных» фильмов наподобие «Груз 200» и «Жмурки». Но это практически единственный момент героики, против которого протестуешь и сам, и, самое главное, который не поняли действующие космонавты. Да, Джанибеков и Савиных многое сделали в этом жутком полёте вопреки указаниям ЦУПа (после возвращения на Землю месяц руководство решало, награждать их или наказывать), но все-таки нарушали они там, где это помогало делу.

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков
Виктор Савиных и Владимир Джанибеков

В целом же авторы очень плотно поработали и с космонавтами, и с ЦУПом, и книга Виктора Савиных «Записки с мертвой станции». Поэтому все же фильм можно считать весьма-весьма достоверным. Хотя для зрелищности некоторые моменты были изменены или дополнены. Хорошо это или плохо?

Если после этого фильма десятки или сотни наших соотечественников серьезно обратят свое внимание и энергию на сферу российской космонавтики, если они полетят в Космос или просто будут работать на Земле, обеспечивая полеты, конструируя и собирая новую космическую технику — то хорошо. А после «Салюта-7» и «Времени Первых», мне кажется, таких будут уже тысячи.

Эти два фильма разбудили многих. Они показали нам талант, бесстрашие, самоотверженность людей нашей страны, покорявших Космос. И глядя на эти киноистории, почти дословно пересказывающие истории реальные, жизненные, хочется сказать сакраментальное:

 КОСМОС — НАШ.

Алексей Королёв, после просмотра фильма

Космонавты Джанибеков и Савиных пере стартом транспортного корабля "Союз-Т13"
Космонавты Джанибеков и Савиных пере стартом транспортного корабля «Союз-Т13»

P.S. Версия о готовящемся похищении «Салюта» американским Спейс Шаттлом достоверно не была подтверждена данными разведки и основывалась только на подозрительно близких размерах грузового отсека. В финальных кадрах фильма мы видим этот самый Shuttle подлетевшим совсем близко и лица американских астронавтов, осознавших, что станция жива и обитаема. Это и выдумка, и не-выдумка одновременно. Во время работ по спасению «Салюта» никакие американские корабли к ней не подлетали. Однако через полтора года после описываемых событий планировалась стыковка и совместный полет с Шаттлом! Если бы не цепь событий, связанная с болезнью космонавта Васютина, который перед полетом скрыл ее, вследствие чего программа работ была урезана в три раза, Шаттл действительно бы оказался рядом с Салютом-7!…

P.P.S.

«Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить — все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Сближение корабля «Союз Т-13» и станции «Салют-7»

От Алексей Королёв

Историк космонавтики. Исследователь аномальных феноменов. Координатор Международного центра гоминологии и Русской уфологической станции по Уралу. Блогер на Яндекс-Дзене. Проводник по аномальным зонам Урала. Живёт и трудится в Екатеринбурге.

Один комментарий к “САЛЮТ-7. Фильм-героика, за который чувствуешь гордость”

Добавить комментарий