Андрей Федяев, космонавт СССР/России №130Андрей Федяев, космонавт СССР/России №130
Рубрика «Особенности национальной астронавтики». Космонавт Андрей Федяев, который полетел на МКС в составе экипажа корабля Crew Dragon, коснулся в интервью, что в процессе подготовки к полёту на американском корабле получил в США «гораздо меньше информации, чем по «Союзу», работу всех систем которого мы [члены экипажа] разбираем буквально по винтику».

Высказывание сдержанное, но намекает на некоторые любопытные выводы:

  • Во-первых, американцы, в отличие от «Роскосмоса», явным образом скрывают свои технологические решения. Не только потому, что их техника супер-передовая, но и, вполне может статься, по причине её примитивизма в ряде моментов? Конечно, не хочется корпорации Маска позориться, тем более демонстрируя профессионалу-космонавту, который, в отличие от космотуристов, сможет детально раскусить тупиковое ноу-хау и потом дать отчёт. А ведь из такого отчёта можно потом выскользнуть и пойти гулять по миру молва о не таком уж технологичном «Крю Дрэгоне».
  • Во-вторых, чем меньше у экипажа знание систем, тем сложнее устранить неисправность во время полёта. Получается, создатели «Крю Дрэгона» и тренирующие наставники заранее продуцируют более аварийные ситуации, с которыми труднее будет справиться членам экипажа, слабо знакомым с технологией. А ведь Космос — среда суровая и ошибок, как и незнания, не прощает…

А бывают ли вообще неисправности у корабля SpaceX, в непостижимую прогрессивность и надёжность которого верит немало людей? Оказывается, ещё как. Бывают!

И снова слово Андрею Федяеву, 130-му космонавту СССР/России и шестисотому (как «Мерседес») космонавту мира:

При причале и стыковке у нас (SpaceX Crew-6) была нештатная ситуация, с которой Земля (наземные службы) успешно справилась. Только задержались часа на полтора-два.

Андрей Федяев, космонавт СССР/России №130, в кабине "Крю Дрэгон" (SpaceX Crew-6)
Андрей Федяев, космонавт СССР/России №130, в кабине «Крю Дрэгон» (SpaceX Crew-6)
Помните, схожая история была при стыковке с МКС у «Союза» с киноэкипажем Шипенко-Пересильд, когда при отказе автоматики системы «Курс» командиру Антону Шкаплерову пришлось стыковаться вручную? Однако тогда эта процедура была проведена блестяще и задержки не было. А в случае с «Дрэгоном» проблема отняла лишние пару часов.

А всего полёт на американском корабле продлился более суток. Забавно, правда ведь? Древний «Союз» (в своей самой модернизированной модификации МС) летит три часа и уже готовится переход на полуторачасовой полёт. А надежда и опора американской астронавтики, расхваленный на весь мир «Дракон» находится в пути около 27 часов, да ещё и с техническими проблемами в каждом рейсе.

Но, разумеется, все любители Илона Остапыча твёрдо уверены, что в США самые передовые космические технологии, а в России «прости, Юра, мы всё«. Не перепутай!

(Интервью бортинженера Андрея Федяева и командира экипажа Сергея Прокопьева «Областной Газете» от 12 апреля 2023)

Алексей Королёв, историк космонавтики

Читайте материалы о «Роскосмосе» и российской космонавтике в подборке

От Алексей Королёв

Историк космонавтики. Исследователь аномальных феноменов. Координатор Международного центра гоминологии и Русской уфологической станции по Уралу. Блогер на Яндекс-Дзене. Проводник по аномальным зонам Урала. Живёт и трудится в Екатеринбурге.