КОСМОС. ЗЕМЛЯ. НЕПОЗНАННОЕ…

Мультиформатный проект о Вселенной, космонавтике, уфологии и аномальных явлениях

Батл космических кораблей: «Crew Dragon» vs «Союз МС»

В 2020 году мир космонавтики стал немного другим. Даже очень сильно другим. К единственному на тот момент реально работающему в пилотируемой космонавтике советско-российскому кораблю «Союз» (текущая модификация — МС, работающая с 2016 г. и пришедшая на смену старым ТМ и ТМА), добавился американский Crew Dragon (он же Dragon 2) от корпорации SpaceX.

Два года для такой ответственной и опасной сферы, как полёты в Космос, срок большой. Поэтому мы уже можем подвести первые итоги по обоим кораблям и попробовать ответить на вопрос, кто же из них опережает в конкурентной борьбе за право доставлять людей на околоземную орбиту? Действительно ли новый американский корабль, разработанный корпорацией Маска, по всем статьям уделывает старенький, по факту, «Союз»? Всё, как вы увидите, очень неоднозначно…

Статистика запусков

  • «Союз МС» на данный момент (весна 2022) совершил 18 полётов, в том числе 1 аварийный (МС-10 в 2018 году не долетел до орбиты, экипаж совершил экстренную посадку, никто не пострадал).
  • «Crew Dragon» — 7 полётов, из них один беспилотный (тестовый, без экипажа), все удачные.

Кажется, что американский корабль демонстрирует нам идеальные показатели безопасности полётов? Не спешите. Дело в том, что в серии МС авария произошла на десятой миссии. Поэтому про корабль SpaceX и его безаварийность можно будет утверждать после как минимум 20-30 полётов.

Экипаж

Тут первенство немножко за «Драконом». Корабль вначале проектировался то на 5 астронавтов, то даже на 7. В итоге, правда, остановились на четырёхместной версии. Также в плане полётов как минимум до конца 2024 года во всех миссиях значатся эти же самые 4 человека! То есть никаких семиместных кораблей нет и не планируется… Ну а старый добрый «Союз» — три члена экипажа. Корабль не резиновый, больше не посадишь. Впрочем, фактически, мы видим, российский аппарат проигрывает всего-то одного человека.

Полезная нагрузка

Формально «Дракон» стоит далеко впереди: 2,5 тонны груза не считая экипажа против 0,2 тн у «Союза» (тоже не считая экипажа). Однако это внешнее преимущество оказывается палкой о двух концах. Дело в том, что Россия отправляет грузовики «Прогресс» с грузоподъёмностью в те же самые 2.500 килограммов. То есть просто нужно отправить на орбиту сначала «Союз» с космонавтами, а затем грузовой корабль. И в такой схеме куда больше здравого смысла. Дело в том, что иногда, вы знаете, космические аппараты не попадают в место назначения, а вместо этого падают куда попало и гибнут. Поэтому практика разделения доставки экипажа и груза, доставшаяся нам от СССР, более эффективна и экономична. Ну а Crew Dragon с его огромной грузоподъёмностью — это шаг к вероятной потере (в случаи аварии) всего сразу.

Внутренний объём

  • «Союз» — около 8 куб.м в двух отсеках (по другим данным 10,5)
  • «Дракон» — 11 куб.м. (по другим данным, 10)

Больше ли у Дрэгона, судите сами, ведь этот объём распределён не на трёх, а на четырёх человек (а в перспективе должен делиться даже на семь человек!). Те разговоры, в которых корабль SpaceX называют, в противоположность «Союзу», «просторным», явно полная ерунда…

Кстати, посмотрите на фотографии и сравните сами:

Стоимость места при запуске на орбиту

Первоначальные обещания Илона Маска сделать стоимость одного места на «Дрэгоне» значительно дешевле чем у «Роскосмоса» (55-60 млн долларов против 90-100 млн) быстро напомнили русскую поговорку «Обещать не значит жениться». По ряду данных, «Дракон» уже обскакал «Союз» в этом вопросе. Но не волнуйтесь за США. Надо понимать, что NASA готова на любые затраты для восстановления национальной пилотируемой космонавтики. Для американцев не имеет вообще никакого значения, получается ли теперь дороже или дешевле, чем стоило место на «Союзе». Маск может выставить и 200 млн за запуск одного человека — и вот увидите, НАСА сожрёт по этой цене и не закашляется. Но другой вопрос, что мы-то не должны попадаться на рекламные обещалки SpaceX. Нет и не будет никаких 50 млн $ за место. Ни для кого. Разве что в виде демпинга или в качестве политического/экономического давления на конкурентов.

Полёт на… Луну!

А могут ли обсуждаемые нами корабли добраться до неё?

  • Корабль «Союз» изначально, в 1960-е, проектировался как двухместный лунный аппарат. В 2019 году «Роскосмос» внезапно для всех решил удивить вернуться к разработке лунной модификации, «Союз МС-ЛВ«. Видимо, дела с экс-«Федерацией»/»Орлом» — новым, супер-современным, 4-местным российским космическим кораблём-долгостроем, который должен не то что на Луну — на Марс полететь! — идут совсем никак, и Рогозину и Ко пришло в голову, что старый конь борозды не испортит, надо просто доделать «Союз»…
  • Илон Маск в отношении своего детища вообще утверждал, что в 2018 году состоится облёт туристами Луны на «Дрэгоне». Тут даже комментировать невозможно, хочется и плакать, и смеяться от таких смелых, но не подкреплённых жизнью заявлений.

Кстати, новелла про великого космического комбинатора

Ну а подытожить наш краткий обзор-сравнение двух кораблей надо следующей новостью, конца марта 2022:

SpaceX прекращает выпуск пилотируемых капсул Crew Dragon

Компания сегодня располагает четырьмя кораблями (Endeavour, Resilience, Endurance и Freedom). Решение связано с переключением на программу космического корабля следующего поколения.

То есть время полётов «Дрэгона» завершится в обозримом будущем.

Возможно ли считать, что СпейсХ настолько инновационная и прогрессивная компания, что может позволить эксплуатировать модель космического корабля всего несколько лет, а потом снимать с производства и выпускать новый корабль? Да нет, конечно. Совершенно невероятно, чтобы удалось настолько быстро отбить все затраты и заработать. Секрет совсем в другом.

В 2014-м году SpaceX получила по контракту от NASA 2,6 млрд долларов для завершения разработки Crew Dragon и сертификации полётов к МКС (и это — не считая финансирования предка данного корабля, грузового Dragon 1).

То есть затратная часть была перекрыта щедрым бюджетным финансированием, а вскоре на СпейсХ пролился ещё и золотой дождь от ряда компаний (например, Bigelow и Axiom), которые заказали и оплатили коммерческие запуски туристов.

Чтобы вам было понятнее — это как если бы Дмитрий Олегович Рогозин взял полное финансирование у Путина на постройку лунно-марсианского «Орла», пару раз свозил на МКС космонавтов «Роскосмоса», а потом пустился бы в угар коммерческих запусков, складывая прибыль от туристов-миллиардеров себе в карман. Вот так работает корпорация Маска. Но если в России такая схема возмутила бы всю страну, то в Америке — ЭТО-ЖЕ-ДРУГОЕ. Там ведь «просто бизнес, ничего личного».

Подытоживая наш сравнительный анализ двух современных кораблей-перевозчиков людей на НОО, можно уверенно сказать следующее:

  • корабль «Союз МС» — настоящая рабочая лошадка космонавтики, проверенная, некапризная, относительно дешёвая, но имеющая предел дальнейших модернизаций и с малым внутренним объёмом. Его время когда-нибудь закончится, но не раньше, чем будет введен в эксплуатацию российский КК нового поколения «Орёл» (на ракете-носителе «Ангара-5М»).
  • корабль Crew Dragon — баловень американского бюджета, созданный на короткое время. Затраты на него никто не считает, потому что его создание и использование вопрос из политической плоскости. Ну а компания-разработчик дополнительно «рубит бабло» на космических туристах. Если же изъять из бюджета SpaceX один из двух его финансовых столпов (госконтракт либо коммерческих туристов), то проект пилотируемого «Дракона» исчезнет сам собой, уйдёт в небытие.

И кстати, когда в декабре на МКС прибыли в качестве туристов японский миллиардер Юсаку Маэдзава и его ассистент Ёдзо Хирано (вместе с нашим космонавтов Александром Мисуркиным), они выбрали именно российский «Союз МС»… И это лучше всех слов говорит о том, какой корабль лучше.

Алексей Королёв, историк космонавтики

Алексей Королёв

Историк космонавтики. Исследователь аномальных феноменов. Координатор Международного центра гоминологии и Русской уфологической станции по Уралу. Блогер на Яндекс-Дзене. Проводник по аномальным зонам Урала. Живёт и трудится в Екатеринбурге.