Этот фильм я знаю как свои пять пальцев. И наверное, люблю, как каждый из вас, друзья. Самое первое моё воспоминание о нем такое. Вторая половина 80-х, Горбачев только-только начинает перестройку, смена в пионерском лагере, и весь мой отряд, вместо сончаса, сидит перед телевизором и, затаив дыхание, забыв про разговоры, с понедельника по пятницу смотрит часовые серии. Советское телевидение любило включать приключения Коли, Алисы и друзей в дни каникул…

А на днях я решил познакомить своих детей с этим — как я считал искренне, киношедевром советской эпохи. Разве может он не понравиться тинейджерам 8 и 13 лет, хоть и выросшим на современном кинопрокате? Несмотря на архаичность и довольно-таки несложные технологии съемки, убийственно примитивные эффекты (ну ведь еще в 60-е режиссер Павел Клушанцев снимал фантастику на порядок более качественно), наивную игру актеров (и даже не столько детей, сколько матерых артистов типа Бориса Щербакова) и крайне незамысловатую операторскую работу, мне хотелось верить, что неделя семейной самоизоляции под «Гостью» пройдет намного более интересно и феерично. Ведь фильм такой милый, романтичный, непосредственный… так думал я, собирая в голове массу подобных эпитетов.
Первая же серия показала, что просмотр с другим поколением будет сильно непредсказуемым.

Уже через 20 минут самый маленький зритель сделал настойчивую попытку сбежать и променять Великий Фильм на что угодно еще, хотя бы даже на засмотренных до дыр Смешариков. Уговоры, аргументы и угрозы не подействовали. Проще оказалось отпустить, чем пытаться приобщить к Настоящему Искусству.
Второй зритель, постарше, тоже смотрел без энтузиазма и, как мне показалось, исключительно из нежелания отправляться дальше делать домашнюю работу на дистанционном обучении…
В небывалой грусти от испытанного фиаско, я решил, что делать еще одну попытку и убеждать детей смотреть дальше будет актом бессмысленного отчаяния. Поколение XXI века на такое уже не клюет… Велико же было мое удивление, когда на следующий вечер мой второклассник подошел ко мне и спросил как само собой разумеющееся, а будем ли мы смотреть сегодня вторую серию? Разумеется, я моментально воспрял духом и побежал включать телевизор! Одновременно с этим я бормотал что-то о Великой Силе Искусства, восславлял советский кинематограф и повторял: «А я говорил…. я же говорил!..«

Мы досмотрели мини-сериал до конца. Все его пять серий, каждая по 63 минуты. Мы обсудили с детьми массу подробностей, посмеялись над рядом смешных моментов, я объяснил непонятные места и факты, о которых мой молодняк не знал и не догадывался. Детям, как это ни странно и удивительно, фильм понравился.Но знаете что? Я разочаровался в «Гостье из Будущего».
Объективно, режиссер Павел Арсенов завалил отличную киноидею. Не один, конечно — в этом ему помогло всё Госкино СССР. Повлиял и явно ограниченный бюджет (в масштабе съемок 5 серий, конечно). Но повлияло и какое-то неумение сделать серьезный кинопродукт. Это вообще было проблемой советского Голливуда, и здесь эта проблема выскочила во всей красе.
Мне могут возразить, что это фильм 1984 года — и это фильм детский, а потому он и должен (особенно в то время) быть наивным. Может быть. Очень может быть… Я даже вполне соглашусь. Но этот аргумент ровным счетом не влияет на то, что добрая половина сцен в «Гостье» откровенно затянуты. И по-настоящему динамичные, интересные эпизоды (их оказалось, кстати, не так уж много) только подчеркивают это.

Снимать по Киру Булычеву, наверное, очень непросто. На мой взгляд, это как бы такой детский Стругацкий. А как экранизировать Стругацких и что из этого получается, и какова потом реакция публики (особенно фанатов этого писательского тандема) — мы все с вами знаем. Поэтому можно какие-то вещи в кино «Гостья из Будущего» Арсенову простить. Однако очень сложно принять, что сериал постоянно балансирует на грани качественной фантастики и легкого боевика (это еще ничего) и какого-то водевиля. Серьезные, проработанные сцены перемежаются с откровенной халтурой, притом абсурдной. Такое ощущение, что авторы фильма хотели убить сразу несколько зайцев: sci-fi, погони и стрелялки, комедия и детский не очень понятный фильм наподобие «Петрова и Васечкина«. Удалось ли такое совмещение? Мне кажется, увы, нет.

Ну и общее впечатление от событий в «Гостье». Перед нами разворачивается довольно-таки безрадостная картина мира. Но ее начинаешь понимать, только повзрослев. И что там?
Там как на ладони — весь совок, вся эпоха дефицита. Коля Герасимов первые две серии не выпускает из рук авоську с пустыми бутылками (Коля не теряет надежды по возвращении купить и принести домой маме кефир). И не стоит оправдывать этот сюжетный ход сценарными соображениями. Поверьте, произойди эта история в реальности, так оно бы и было. Стеклотара — одна из очень больших ценностей в советскую эпоху. Нормальный школьник ее не выкинет, даже оказавшись в прекрасном далёке…. даже оказавшись перед возможностью улететь на Марс, Коля будет громыхать бутылками на плече. Представляете? Марс — и стеклотара. В этом весь Советский Союз.
Другим омрачающим моментов является общая примитивность техники в Будущем, показанная в «Гостье». Ну очень трудно поверить, что вот все эти допотопные кнопки и рубильники способны приводить в движение машины времени, флипы и звездолеты… И это опять-таки проблема советского кино и советского мышления. Аналогично в книге «Приключения Электроника» (по которой был снят одноименный фильм, однако целый ряд событий в нем был опущен) профессор Громов создает как самого андроида Элека, так и его электронную собаку Рекса, которая (в книге) может делать практически все. Даже летать. Такой универсальный дроид для решения любых задач. Так вот, Громов (да и его коллеги) оперируют при этом уравнениями на доске, по которой пишут мелом. Никаких компьютеров или иных инноваций. То есть нам предлагается поверить в то, что можно, используя технологии из века этак девятнадцатого, ворваться в Век Двадцать Первый…

Ну и — что однозначно может считать большой победой авторов — актеры-дети подобраны отлично. Фантастически отлично. В этом успехе Павлу Арсенову и его кастингу не откажешь. Все персонажи получились очень живыми — и простой с виду, но геройский и сообразительный Герасимов (Алексей Фомкин), и загадочная, но такая очаровательная Алиса Селезенёва (Наташа Гусева), и все прочие фимы королёвы и юли грибковы — они такие, с которыми хотелось бы встретиться, поговорить, поучаствовать с ними в приключениях…
Фильм «Гостья из Будущего» первым открыл нам, ребятам из той далекой эпохи, надежду на перемещения во Времени. Он показал нам светлый мир Прекрасного Далёка (2084 год). В нем мы также видим Москву начала 1980-х, в котором единственной детской тревогой и опасностью становятся космические пираты Крыс и Весельчак У, а больше им ничего не угрожает.
Но знаете, больше я, пожалуй, не включу его никогда. Может быть, я просто боюсь после него смотреть на окружающий меня реальный мир 2020 года?…
Алёша Королёв, историк космонавтики
Смотрите также галерею кадров из фильма