КОСМОС. ЗЕМЛЯ. НЕПОЗНАННОЕ…

Мультиформатный проект о Вселенной, космонавтике, уфологии и аномальных явлениях

Фильм «ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО» ➲ Назад в Будущее по-советски

Этот фильм я знаю как свои пять пальцев. И наверное, люблю, как каждый из вас, друзья. Самое первое моё воспоминание о нем такое. Вторая половина 80-х, Горбачев только-только начинает перестройку, смена в пионерском лагере, и весь мой отряд, вместо сончаса, сидит перед телевизором и, затаив дыхание, забыв про разговоры, с понедельника по пятницу смотрит часовые серии. Советское телевидение любило включать приключения Коли, Алисы и друзей в дни каникул…

Фильм "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО" ➲ Назад в Будущее по-советски
Фильм после выхода в 1984-м сразу покорил сердца миллионов советских зрителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А на днях я решил познакомить своих детей с этим — как я считал искренне, киношедевром советской эпохи. Разве может он не понравиться тинейджерам 8 и 13 лет, хоть и выросшим на современном кинопрокате? Несмотря на архаичность и довольно-таки несложные технологии съемки, убийственно примитивные эффекты (ну ведь еще в 60-е режиссер Павел Клушанцев снимал фантастику на порядок более качественно), наивную игру актеров (и даже не столько детей, сколько матерых артистов типа Бориса Щербакова) и крайне незамысловатую операторскую работу, мне хотелось верить, что неделя семейной самоизоляции под «Гостью» пройдет намного более интересно и феерично. Ведь фильм такой милый, романтичный, непосредственный… так думал я, собирая в голове массу подобных эпитетов.

Первая же серия показала, что просмотр с другим поколением будет сильно непредсказуемым.

Мир Будущего и инопланетяне, в представлении советского кинематографа
Мир Будущего и инопланетяне, в представлении советского кинематографа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже через 20 минут самый маленький зритель сделал настойчивую попытку сбежать и променять Великий Фильм на что угодно еще, хотя бы даже на засмотренных до дыр Смешариков. Уговоры, аргументы и угрозы не подействовали. Проще оказалось отпустить, чем пытаться приобщить к Настоящему Искусству.

Второй зритель, постарше, тоже смотрел без энтузиазма и, как мне показалось, исключительно из нежелания отправляться дальше делать домашнюю работу на дистанционном обучении…

В небывалой грусти от испытанного фиаско, я решил, что делать еще одну попытку и убеждать детей смотреть дальше будет актом бессмысленного отчаяния. Поколение XXI века на такое уже не клюет… Велико же было мое удивление, когда на следующий вечер мой второклассник подошел ко мне и спросил как само собой разумеющееся, а будем ли мы смотреть сегодня вторую серию? Разумеется, я моментально воспрял духом и побежал включать телевизор! Одновременно с этим я бормотал что-то о Великой Силе Искусства, восславлял советский кинематограф и повторял: «А я говорил…. я же говорил!..«

Полеты на флипе - один их самых запоминающихся моментов сериала
Полеты на флипе — один их самых запоминающихся моментов сериала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы досмотрели мини-сериал до конца. Все его пять серий, каждая по 63 минуты. Мы обсудили с детьми массу подробностей, посмеялись над рядом смешных моментов, я объяснил непонятные места и факты, о которых мой молодняк не знал и не догадывался. Детям, как это ни странно и удивительно, фильм понравился.Но знаете что? Я разочаровался в «Гостье из Будущего».

Объективно, режиссер Павел Арсенов завалил отличную киноидею. Не один, конечно — в этом ему помогло всё Госкино СССР. Повлиял и явно ограниченный бюджет (в масштабе съемок 5 серий, конечно). Но повлияло и какое-то неумение сделать серьезный кинопродукт. Это вообще было проблемой советского Голливуда, и здесь эта проблема выскочила во всей красе.

Мне могут возразить, что это фильм 1984 года — и это фильм детский, а потому он и должен (особенно в то время) быть наивным. Может быть. Очень может быть… Я даже вполне соглашусь. Но этот аргумент ровным счетом не влияет на то, что добрая половина сцен в «Гостье» откровенно затянуты. И по-настоящему динамичные, интересные эпизоды (их оказалось, кстати, не так уж много) только подчеркивают это.

робот Вертер фильм Гостья из Будущего
Робот Вертер — один из наиболее идиотских персонажей фильма. Он зануда, лентяй, бюрократ и обладает несмешным чувством юмора. Этакий советский робот Бендер (см. Футураму). Однако погибает он геройски, сражаясь с космопиратами.

Снимать по Киру Булычеву, наверное, очень непросто. На мой взгляд, это как бы такой детский Стругацкий. А как экранизировать Стругацких и что из этого получается, и какова потом реакция публики (особенно фанатов этого писательского тандема) — мы все с вами знаем. Поэтому можно какие-то вещи в кино «Гостья из Будущего» Арсенову простить. Однако очень сложно принять, что сериал постоянно балансирует на грани качественной фантастики и легкого боевика (это еще ничего) и какого-то водевиля. Серьезные, проработанные сцены перемежаются с откровенной халтурой, притом абсурдной. Такое ощущение, что авторы фильма хотели убить сразу несколько зайцев: sci-fi, погони и стрелялки, комедия и детский не очень понятный фильм наподобие «Петрова и Васечкина«. Удалось ли такое совмещение? Мне кажется, увы, нет.

Космические пираты Крыс и Весельчак оказались довольно-таки колоритными персонажами в исполнении М.Кононова и В.Невинного

Ну и общее впечатление от событий в «Гостье». Перед нами разворачивается довольно-таки безрадостная картина мира. Но ее начинаешь понимать, только повзрослев. И что там?

Там как на ладони — весь совок, вся эпоха дефицита. Коля Герасимов первые две серии не выпускает из рук авоську с пустыми бутылками (Коля не теряет надежды по возвращении купить и принести домой маме кефир). И не стоит оправдывать этот сюжетный ход сценарными соображениями. Поверьте, произойди эта история в реальности, так оно бы и было. Стеклотара — одна из очень больших ценностей в советскую эпоху. Нормальный школьник ее не выкинет, даже оказавшись в прекрасном далёке…. даже оказавшись перед возможностью улететь на Марс, Коля будет громыхать бутылками на плече. Представляете? Марс — и стеклотара. В этом весь Советский Союз.

Другим омрачающим моментов является общая примитивность техники в Будущем, показанная в «Гостье». Ну очень трудно поверить, что вот все эти допотопные кнопки и рубильники способны приводить в движение машины времени, флипы и звездолеты… И это опять-таки проблема советского кино и советского мышления. Аналогично в книге «Приключения Электроника» (по которой был снят одноименный фильм, однако целый ряд событий в нем был опущен) профессор Громов создает как самого андроида Элека, так и его электронную собаку Рекса, которая (в книге) может делать практически все. Даже летать. Такой универсальный дроид для решения любых задач. Так вот, Громов (да и его коллеги) оперируют при этом уравнениями на доске, по которой пишут мелом. Никаких компьютеров или иных инноваций. То есть нам предлагается поверить в то, что можно, используя технологии из века этак девятнадцатого, ворваться в Век Двадцать Первый…

Техника в фильме Гостья из Будущего
Вот такая примитивная техника, лишенная какого-либо футуризма, призвана управлять Машиной Времени

Ну и — что однозначно может считать большой победой авторов — актеры-дети подобраны отлично. Фантастически отлично. В этом успехе Павлу Арсенову и его кастингу не откажешь. Все персонажи получились очень живыми — и простой с виду, но геройский и сообразительный Герасимов (Алексей Фомкин), и загадочная, но такая очаровательная Алиса Селезенёва (Наташа Гусева), и все прочие фимы королёвы и юли грибковы — они такие, с которыми хотелось бы встретиться, поговорить, поучаствовать с ними в приключениях…

Фильм «Гостья из Будущего» первым открыл нам, ребятам из той далекой эпохи, надежду на перемещения во Времени. Он показал нам светлый мир Прекрасного Далёка (2084 год). В нем мы также видим Москву начала 1980-х, в котором единственной детской тревогой и опасностью становятся космические пираты Крыс и Весельчак У, а больше им ничего не угрожает.

Но знаете, больше я, пожалуй, не включу его никогда. Может быть, я просто боюсь после него смотреть на окружающий меня реальный мир 2020 года?…

Алёша Королёв, историк космонавтики

Смотрите также галерею кадров из фильма

Алексей Королёв

Историк космонавтики. Исследователь аномальных феноменов. Координатор Международного центра гоминологии и Русской уфологической станции по Уралу. Блогер на Яндекс-Дзене. Проводник по аномальным зонам Урала. Живёт и трудится в Екатеринбурге.